Collectors Item
Владимир Чичибаби Россия, Магнитогорск
15 сентября 2025 13:25:54
Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию на обозрение сверхзвуковой, высотный бомбардировщик B70 «Вальки́рия», спроектированный компанией North American в 1957 году под фантастические характеристики даже для сегодняшнего времени. Этот бомбардировщик можно смело назвать супер самолетом, поднявшемся в небо в 1964 году. Достигнутые им 55 лет назад скорость 3250 км/ч (М=3,08) и высота - 23000м, рекорды, не превзойденные до сих пор для этого класса самолетов. Стратегическое командование США считало, что такие параметры самолета позволят успешно прорывать ПВО СССР для нанесения ядерных ударов, при боевой нагрузке «Валькирии» 29 тонн.
Впечатляют и характеристики взлета «Валькирии», 6 двигателей разгоняли её максимально взлетную массу в 236 тонн, в которой почти половина было топливом, так быстро, что длина разбега в 2250 метров давала возможность взлетать с обычных аэродромов. После отрыва самолета на скорости 337км/ч она нарастала настолько быстро, что пилотам, во избежание превышения ограничения по скорости уборки шасси, приходилось по их выражению лететь «тапками выше головы», самолет свечей уходил в небо с вертикальной скоростью 139м/с. Взлет на зависть всем истребителям!
Самолет, в действительности обогнал свое время, в нем были применены новые по тем временам технологии и решения, конструктивные материалы из нержавеющей стали составляли 60%, а титанов до 10%, из-за кинетического нагрева обшивки при полёте со скоростью М=3 до 330°С.
Треугольное крыло удивляет и сегодня потому, что больше не существовало самолетов, законцовки крыла которых, составляющие 20% площади крыла, отклонялись в полете вниз на 65 градусов, и удерживали сверхзвуковую ударную волну под ним, давая экономию расхода топлива. Кроме этого, они также были дополнительными килями, для обеспечения путевой устойчивости на сверхзвуковых скоростях. Но в случае отказа механизма отклонения законцовок в опущенном положении, посадка самолета была невозможна, а экипажу нужно было катапультироваться. Рабочее место каждого пилота было оборудовано индивидуальной капсулой, обеспечивающей безопасное катапультирование во всем диапазоне скоростей и высот. Система катапультирования смещала кресла пилотов назад в капсулы перед катапультированием.
Для улучшения обзора пилотам на взлете и посадки у «Валькирии», в отличии от Конкорда и Ту144, отклонялась только верная панель перед остеклением, которая заходила внутрь неподвижного носа, а также изменялся угол наклона лобового остекления.
Топливо самолета было специально разработанным высококалорийным так называемым бороводородным, в последствие ставшим одной из причин свертывания проекта из-за чрезвычайной дороговизны и то, что продукты его сгорания содержали ядовитые вещества. Но это были не главные причины, главным стало то, что советское правительство и разведка не спали все это время. И на испытаниях в СССР появился самолета Миг25, а также усовершенствованные ЗРК, которые гарантировано «приземляли» такой высоко скоростной, высотный и чрезвычайно дорогой проект.
Чего-чего, а деньги американцы тоже считать умеют, поэтому проект был сокращен до двух самолетов, вместо 50 и переведен в исследовательский, с передачей ХВ70А в НАСА.
Название «Валькирия», взятое из скандинавской мифологии девы-воительници реющей на крылатом коне над полем битвы и решающей, кому из воинов, павшем в бою, попасть в небесный чертог — Вальхаллу, оказалось пророческим для проекта. В процессе испытаний у самолета возникало немало серьезных проблем, желающие могут почитать в интернете. Окончательную точку в проекте поставила катастрофа второго экземпляра самолета, при выполнении демонстрационного полета во главе эскорта пяти разных истребителей с летчиками-испытателями.
Один из которых на Ф104, подошел слишком близко к отклоненной законцовки правого крыла, создающей мощный вихревой след и столкнулся с ней, неуправляемый истребитель бросило вихревым потоком на «Валькирию», которой он отбил оба киля, ударился о левое крыло и взорвался.
Пилоты «Валькирии» Уайт и Кросс не сразу поняли, что произошло — 71 секунду она ещё продолжала прямолинейный полёт, затем перевернулась через крыло, вошла в штопор и взорвалась. Катапультироваться смог только командир Уайт. Его лежащий на земле парашют заметили со спасательного вертолёта в 20 километрах от обломков самолета. Капсула с полураскрытым парашютом приземлилась очень жестко. Уайт получил серьёзные травмы, три дня был в коме и больше никогда не летал. Носовую часть, в которой находился Кросс (считается, что он потерял сознание от перегрузок), разорвало на несколько частей.
Первый экземпляр самолета с номером 20201, продолжал использоваться до 1968 года и после завершения исследования, перелетел на авиабазу Райт-Паттерсон, где занял свое почетное место в Национальном музее ВВС США.
О самой модели этого легендарного самолета.
Она выпущена гонконгской фирмой Dragon Models Limited, цельная из пластика, законцовки крыла в двух вариантах, с подставкой, вариант шасси убрано/выпущено, хорошо окрашена, не избалована деталировкой, модель мне нравится, но на твердую четверку. Потому что есть такого же масштаба, но сборная и более детализированная, с разными вариантами носа, прозрачным остеклением и интерьером кабины пилотов.
Тем не менее, модель займет достойное место в линейки супостатов. Спасибо если дочитали до конца!
Добавить комментарий

Вход

Войти через: